- Тело малыша: новые этапы развития
- Как измерить рост ребенка дома
- Каким должен быть рост ребенка
- Что считать ожирением и каким оно бывает
- Причины задержки роста
- Сколько должно быть зубов у ребенка в 4 года?
- Нормы
- Развитие речи
- Игра как основная деятельность ребенка
- Умственное развитие
- Математика
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Изобразительная деятельность
- Конструирование
- Музыкальное воспитание
- О распорядке дня
- Сколько должен весить ребенок в 1 месяц?
- Норма веса ребенка в 1 месяц
- Как рассчитать нормальный вес и рост у детей?
- Игры
- Не подглядывай!
- Придумай, как назвать
- Что это может быть?
- История создания норм роста и веса ВОЗ
- Сколько ест ребенок в 5 лет
- Речевое развитие
- От чего зависит?
- Бесплатный курс ИКТ для детей
Тело малыша: новые этапы развития
В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.
- Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
- Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
- Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
- Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
- Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.
Как измерить рост ребенка дома
Малыша до 2-х лет следует измерять в лежачем положении. При этом нужно выбрать время, когда кроха сыт, спокоен и доволен жизнью, можно это проделать и со спящим малышом, но очень аккуратно. Уложите кроху на ровную горизонтальную поверхность – можно использовать стол и два упора – для ножек и головы (в кабинете у врача есть специальные ростомеры). Убрав ребенка, измерьте расстояние между упорами, следя при этом, чтобы они не сдвинулись. Лучше такие измерения проводить с помощником или в кабинете врача.
Измерения роста ребенка старше 2 лет проводят стоя – малыш должен быть босяком, прислониться спиной к вертикальной плоскости (стене, например). Пятки и затылок, ягодицы и лопатки должны касаться стены, голова расположена таким образом, чтобы воображаемая линия от ушного канала до наружного края глаза была параллельна полу (можно придержать за подбородок). Если у вас нет измерителя роста как в медкабинете, приложите к голове ребенка книгу, причем таким образом, чтобы она была параллельна полу и проведите на стене черту в месте, отображающем соприкосновение книги с макушкой. Измерьте длину от пола до вашей метки.
Важно! Есть разница между ростом ребенка (измеряется в вертикальном положении) и длинной тела (в горизонтальном положении) и она составляет примерно 0,7 см. То есть, рост в положении стоя меньше, чем длинна в положении лежа
В таблицах ВОЗ для детей до 2 лет используют данные длинны тела, а для старших роста. Это означает, что если вы измеряете малыша по-другому, скорректируйте значение (добавьте или отнимите от полученного значения 0,7 см.)
Каким должен быть рост ребенка
Ориентировочно рост детей старше года рассчитывают по формуле:
Например, в 3 года и 3 месяца рост «среднестатистического» ребенка составляет
6 х 3,25 + 80 = 99,5 см.
Для оценки роста детей используются процентильные таблицы, которые есть в любой детской поликлинике. Если при посещении врача выяснится, что рост ребенка ниже, чем у 97 % его сверстников, необходимо провести дополнительное обследование. Обследование
необходимо и в том случае, когда ребенок оказывается выше, чем 97 % сверстников.
Около 3 % детей относятся к категории низкорослых. Большинство из них соматически вполне здоровы. Но они, как правило, тяжело переживают свой низкий рост и психически ранимы. В специально проведенных опросах установлено, что большинство родителей низкорослых детей уверены, что низкорослые мужчины страдают в плане самооценки и сталкиваются с трудностями при достижении успеха по сравнению с высокими мужчинами. Наоборот, далеко не все уверены, что низкорослые женщины столкнутся с этими проблемами.
Очень часто родители низкорослых детей беспокоятся
об их психологических проблемах и отношениях со сверстниками.
Низкий рост может быть пропорциональным, при этом сохраняются возрастные физиологические пропорции (отношение размеров головы к туловищу и конечностям). У новорожденных соотношение длины головы и туловища составляет 1 : 4, в возрасте 6 лет — 1:5, к 12 годам — 1 : 7, у взрослых — 1:8.
Диспропорциональный низкий рост обычно бывает при изолированных нарушениях в наиболее активных зонах роста, при этом нормальные соотношения между размерами головы и туловища или конечностей нарушаются.
Что считать ожирением и каким оно бывает
Для определения отклонения массы тела от нормы используется показатель индекс массы тела – ИМТ. Он рассчитывается как отношение массы тела (в килограммах) к росту человека (в метрах), возведенному в квадрат и измеряется в единицах кг/м².
ИМТ применяется для характеристики людей в возрасте от 18 до 65 лет. Если ИМТ менее 18,5 кг/м², диагностируется дефицит массы тела. Диапазон нормы: от 18,5 до 24,9 кг/м². ИМТ в диапазоне 25-29,9 кг/м² показывает наличие избыточной массы тела, предожирение. Это ещё не болезнь, но сигнал, что человеку следует взять свой вес под контроль. При ИМТ выше 30 кг/м² диагностируется ожирение: от 30 до 34,9 кг/м² — I степени, от 35 до 39,9 кг/м² – II степени, свыше 40 кг/м² — III степени. С увеличением степени ожирения возрастает риск развития сопутствующих заболеваний – от высокого до чрезвычайно высокого, то есть сопутствующие заболевания становятся попросту неизбежны.
Различают также типы ожирения:
Абдоминальный (от латинского слова abdomen – «живот») – когда избыточная жировая ткань формируется в области живота или верхней части туловища. Этот тип ожирения также называют «мужским», поскольку он свойственен в большей степени мужчинам, или ожирением по типу «яблока». При абдоминальном ожирении возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.Бедренно-ягодичный – нижний тип ожирения, более свойственен женщинам. Его ещё называют ожирением по типу «груши». Нижний тип ожирения часто сопровождается заболеваниями позвоночника, а также суставов и вен нижних конечностей.
Смешанный, когда избыточная жировая ткань распределяется равномерно по всему телу.
Определить тип ожирения можно, измерив талию и бедра. Если у мужчины отношение окружности талии к окружностям бедер больше 1,0 (ОТ/ОБ>1), то диагностируется абдоминальный тип. У женщин абдоминальный тип устанавливается при ОТ/ОБ>0,85.
Окружность талии также используется в диагностике ожирения. Если у мужчин ОТ>102 см., а у женщин ОТ>88 см., то это – абдоминальное ожирение. Однако уже при ОТ>94 у мужчин и ОТ>80 см. у женщин повышается риск развития диабета 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний.
Лечение ожирения может проводиться в круглосуточном Терапевтическом стационаре на Баррикадной в рамках лечебно-оздоровительной программы Снижение веса. Курс терапии может составлять от 1 до 10 дней.
Причины задержки роста
Задержка роста появляется по многим причинам, в таблице рассмотрим основные¹:
Патология | Задержка роста МКБ-10 | Причина |
Семейная низкорослость | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Низкий рост родителей (150-165 см) |
Конституциональная задержка роста | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Отсроченный скачок роста |
Психосоциальная задержка роста | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Психологическая атмосфера в окружении ребенка, неблагополучная семья |
Соматогенная задержка роста | N25.0, K90.0, E24.2 и другие | Развивается после заболеваний сердца, почек, органов дыхания |
Наследственные синдромы | Q96, Q87.1 | Различные синдромы: Шерешевского–Тернера, Нунан, Рассела–Сильвера |
Хондроплазии | E03.0– E03.9 | Патологии щитовидной железы |
Гипопитуитаризм, в том числе соматотропная недостаточность | E23.0, E23.1, E89.3 | Дефицит гормона роста СТГ или нескольких гормонов гипофиза. Может быть вызвано опухолью и поражением гипофиза |
Сколько должно быть зубов у ребенка в 4 года?
Обычно уже к трем и, уж тем более, к четырем годам, дети обзаводятся полным набором молочных зубов, а их, к слову, 20 штук. Вариация нормальной ситуации – 16 зубов
Родителям давно следует учить кроху самостоятельно чистить зубки и объяснить, почему это важно. Бывает, дети пренебрегают этой процедурой или вовсе отказываются от нее
Тут придет на помощь родительская смекалка, настойчивость и игра. Ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают информацию и осваивают новое. Коренные зубы появляются на шестом году жизни ребенка, но бывают и нестандартные ситуации – раннее прорезывание. Если у вас есть подозрение, что у вашего ребенка в 4 года лезут коренные зубы, советуем обратиться к стоматологу для точного диагноза и совета, как облегчить этот непростой период в жизни малыша.
Нормы
Нормальный вес и рост ребенка 5 лет свидетельствуют о правильном физическом развитии. Однако нормы приведены без учета наследственности, особенностей питания. При отклонении от нормальных показателей стоит показать дошкольника педиатру.
Нормы параметров тела ребенка в 5 лет:
Параметры | Значения |
---|---|
Рост девочки, см | 104,7–114,2 |
Рост мальчика, см | 105,3–114,6 |
Вес девочки 5, кг | 15,8–21,2 |
Вес мальчика 5, кг | 16–21 |
Окружность головы мальчика, см | 51 |
Окружность головы девочки, см | 50 |
Окружность груди мальчика, см | 55 |
Окружность груди девочки, см | 53 |
Как видим, средний рост ребенка в 5 лет зависит от пола. Для мальчиков – 110 см, для девочек – 104,7 см.
Средний вес ребенка в 5 лет также различается для разнополых детей: для мальчиков – 18,3 кг, для девочек – 18,2 кг.
Развитие речи
Традиционно считается, что девочки начинают говорить быстрее, чем мальчики, но с возрастом эти различия сглаживаются, и мальчики догоняют своих сверстниц. Однако на самом деле это совсем не так. Развитие речи зависит не от пола, а от следующих факторов:
- Прикус и здоровье молочных зубов;
- Общее состояние здоровья. Известно, что часто болеющие дети начинают говорить позже, чем ребята с крепким иммунитетом;
- Наследственный фактор;
- Семья и ближайшее окружение. Если с ребенком активно общаются, он заговорит намного быстрее.
В два года малыш непременно должен знать свое имя и уметь отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» (некоторые дети показывают возраст на пальцах), «Во что ты играешь?», «Как зовут папу или маму?». Некоторые 2-летние дети отличаются общительностью, а некоторые, наоборот, стесняются разговаривать, особенно с незнакомыми людьми.
Таких малышей надо обязательно вовлекать в разговор, поощрять любые попытки завести беседу. Можно задавать ребенку вопросы, а также отвечать на любые вопросы с его стороны. Это способствует быстрому развитию речи. Развивать речь помогают занятия по тренировке мелкой моторики, например, пальчиковые игры и рисование пальчиковыми красками.
Игра как основная деятельность ребенка
Психология дошкольника определяет игру ведущей деятельностью ребенка. Существует несколько категорий игровых видов деятельности:
- Подвижные – обеспечивают физическое развитие ребенка. В эту категорию входят жмурки, салки, игры с мясом.
- Образовательные – формируют интеллект. К ним относятся пазлы, лото.
- Сюжетно-ролевые – пользуются у детей дошкольного возраста большой популярностью. Именно они играют ключевую роль в формировании психики малыша.
Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что ролевые игры помогают сформировать ребенку представление относительно разных ролей в социуме. При этом у него формируются навыки определенного поведения в основных жизненных ситуациях. Психологические особенности дошкольников таковы, что до них легче донести мораль и нормы с помощью игры, тогда как беседы могут быть неэффективными.
Хорошее влияние на ребенка производит драматическое обыгрывание конфликтов. Это касается ссор в семье или со сверстниками. При этом малышу стоит предложить сыграть роль кого-то из родителей, тогда как мама или папа играет роль ребенка. Такой прием помогает ребенку справиться с эгоцентрическим мышлением. Благодаря этому ему удается соотносить свою позицию с чувствами других людей.
Дети возрастом 3-4 года могут заимствовать сказочных персонажей или сюжеты. Детям средней возрастной группы подойдут игры с бытовыми сценами. Это могут быть дочки-матери. Также подойдут игры в больницу или магазин. В более старшем возрасте идеи можно почерпнуть из мультфильмов или книг.
В играх самых маленьких детей можно увидеть черты знакомых людей. По мере взросления дошкольники могут изображать не определенных людей, а роли в обществе. Это может быть полицейский, почтальон или мама.
Самые сложные формы игр подразумевают коллективную деятельность. Именно в игре дошкольники могут достигнуть максимального уровня взаимодействия.
Детям 3-4 лет общение друг с другом дается с трудом. Их игры имеют эпизодический характер. Нередко они завершаются конфликтами и слезами. Чаще всего малыши формируют небольшие группы по несколько человек. При этом их игры длятся недолго – не больше 20 минут.
По мере роста малыши сильнее стремятся к совместному досугу. В 4-5 лет ровесники превращаются в более интересных партнеров по играм по сравнению со взрослыми людьми. Дети, которые относятся к старшей дошкольной группе, лучше распределяют роли. В этом возрасте ребенку уже не требуется помощь родителей или других людей.
Старшие дошкольники могут легко формировать группы до 15 человек. Они могут по несколько часов играть. При этом дети стремятся изображать многокомпонентные социальные события. Дети нередко играют в войну или свадьбу.
Во время игры малыши согласовывают совместные действия. Они способны строить отношения лидерства и подчинения. При этом они могут отказываться от своих желаний, чтобы установленные правила игры не нарушались. Это помогает формировать навыки общения с другими людьми и развивать самоконтроль.
Умственное развитие
Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.
Математика
В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:
- знать цифры до 5;
- уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
- сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
- сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
- знать и показывать правую или левую руку;
- владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
- знать порядковый счёт до десяти.
Развитие речи
В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.
В норме ребёнок 4-х лет должен:
- членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
- воспроизводить многосложные слова;
- согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
- понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
- отвечать на простые вопросы;
- употреблять в речи предложения с однородными членами;
- уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
- произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
- делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
- правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
- понимать термины «звук», «слово», «буква».
Окружающий мир
Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.
Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:
- знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
- знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
- знать свой возраст;
- знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
- знать названия детенышей этих животных и птиц;
- знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
- знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
- знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
- знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
- различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
- уметь различать и называть различные погодные явления;
- знать названия нескольких профессий.
Изобразительная деятельность
В 4 года ребёнок должен:
- знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
- правильно работать карандашами и кисточкой;
- проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
- ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
- аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- изображать простейшие предметы и явления;
- уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
- лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
- делать аппликации из готовых форм, используя клей.
Конструирование
В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:
- знать и называть основные детали конструктора;
- уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
- изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
- различать части постройки по высоте и величине.
Музыкальное воспитание
В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.
О распорядке дня
Не все родители в этом возрасте сдают своих чад в детские дошкольные учреждения. Многие нанимают нянь, доверяют воспитание бабушкам или делают это сами. В любом случае режим дня четырехлетнего малыша должен быть приближен к тому, который устанавливается в детсаде. Ведь ребенок не должен отставать в развитии от сверстников. Итак, распорядок дня 4-летних детей выглядит примерно так:
- 7.00-8.00 — подъем, умывание, чистка зубов, утренняя зарядка.
- 8.00-8.30 — завтрак.
- 8.30-9.00 — самостоятельные игры перед занятиями.
- 9.00-10.30 — домашнее обучение с перерывами: рисование, лепка, освоение букв, цифр, знакомство с природой, развитие речи.
- 10.30-11.00 — подготовка к прогулке.
- 11.00-13.00 — прогулка, походы в магазины, игры на детской площадке.
- 13.00-13.30 — обед.
- 13.30-15.30 — дневной сон.
- 15.30-16.00 — пробуждение, общение, подготовка к полднику.
- 16.00-16.30 — полдник.
- 16.30-17.30 — развивающие занятия, игры.
- 17.30-18.30 — вторая (вечерняя) прогулка.
- 18.30-19.00 — ужин.
- 19.00-20.30 — свободное время для общения, просмотра мультфильмов, игр.
- 20.30-21.30 — подготовка ко сну, купание.
- 21.30-7.00 — ночной отдых.
Ребенку в этом возрасте важно каждый день получать порцию новых знаний, физической активности, общения со сверстниками. Дневной сон в этом возрасте для малыша является обязательным, ведь он бережет нервную систему, позволяет нормально развиваться психике
Сколько должен весить ребенок в 1 месяц?
Рождение малыша является важным событием для всей семьи. Молодые родители, а также новоиспеченные бабушки и дедушки, стараются окружить кроху заботой и любовью. Они внимательно следят за здоровьем младенца. Рост и вес являются важными показателями развития малыша. Существуют некоторые возрастные нормы, которые полезно знать родителям. Но стоит понимать, что эти показатели усреднены.
Норма веса ребенка в 1 месяц
Молодые родители особенно волнуются в первые недели жизни крохи. В это время мама с папой привыкают к новой роли, а новорожденный адаптируется к незнакомым условиям.
Родители переживают, нормально ли карапуз набирает вес. Каждый месяц врач измеряет физические показатели малыша. Насколько они соответствуют нормам, можно узнать из соответствующих таблиц.
Считается, что мальчики в среднем весят около 3750 г. Масса тела девочек может быть меньше 3500 гр. Эти значения являются условными. Нормально, если кроха весит до 4100-4400 г. На самом деле, вес ребенка в 1 месяц может отличаться в каждом конкретном случае. За первые 4 недели масса тела младенца увеличится в среднем на 600 гр. Примерные показатели прибавки по месяцам можно увидеть в таблицах.
Вообще это значение может быть приблизительно от 400 до 1200 г.
К тому же то, сколько весит ребенок в 1 месяц, будет зависеть от веса при рождении, который может колебаться в широких пределах от 2600 до 4500 г. Иногда малыши рождаются недоношенными и масса тела может быть еще меньше. Для расчета, сколько должен весить такой ребенок в 1 месяц, пользуются также формулой:
Вес ребенка = вес (грамм) при рождении + 800*N, где N – возраст малыша в месяцах.
Формулу можно использовать для детей в возрасте до полугода.
Если кроха после рождения не набирает вес, то нужно обратиться к педиатру. Он поможет разобраться в ситуации.
Как рассчитать нормальный вес и рост у детей?
Для определения антропометрических показателей используют несколько методов:
- центильных таблиц;
- индексов;
- параметрического способа;
- формул.
Последний метод – самый простой, поэтому им пользуются довольно часто.
Наиболее интенсивно растут дети первого года жизни. За 12 месяцев малыш прибавляет 20-25 см. После увеличение становится меньше – на втором году оно составляет 7-12 см, на третьем – 8-10 см, а дальше – не более 4 см.
Дети растут неравномерно, а скачками. Первый скачок можно наблюдать в 4-5 лет, второй – в период полового созревания. У девочек это происходит раньше на 2-3 года, но мальчики потом догоняют их и перегоняют.
Чтобы определить примерный рост ребенка до 4-5 лет, можно воспользоваться простой формулой:
где L – рост в см, n – возраст в годах.
Не менее интересно воспользоваться формулами для вычисления роста, генетически заложенного родителями:
Lдевочки = (Lотца + Lматери):2 – 6,5
Lмальчика = (Lотца + Lматери):2 + 6,5.
Масса тела новорожденного в первые дни уменьшается на 160-200 г, после чего начинает расти. Рассчитать, сколько весит ребенок до полугода можно по формуле:
где Мр – масса при рождении,
n – возраст в месяцах.
От 6 месяцев до года вес определяют по формуле:
М= Мр +4800+400 (п-6),
От года до 10 лет:
Игры
Следующими играми можно разнообразить семейный досуг и поспособствовать всестороннему развитию малыша:
Не подглядывай!
Завяжите ребёнку глаза, возьмите его за руку и отправьтесь в путешествие по дому.
Пусть он трогает предметы руками, вдыхает их запах или пробует на вкус (если это продукты) и попытается угадать, что это, руководствуясь всеми чувствами, кроме зрения.
Придумай, как назвать
Суть игры кроется в придумывании альтернативного названия для привычных вещей. Покажите ребёнку, к примеру, зонт и попросите придумать ему альтернативное название. Может быть «щит от воды», «каплеотражатель»? Эта игра однозначно развеселит малыша и поспособствует развитию фантазии.
Что это может быть?
Малыш садится за стол напротив мамы. Перед ним – чистый лист бумаги и россыпь карандашей. Он зажмуривается и по указанию мамы, на ощупь выбирает карандаш, и также не подсматривая, рисует им каракулю на листе. Затем в ход идёт второй цвет, третий. В итоге ребенок должен открыть глаза и пофантазировать вместе с мамой, что может быть изображено.
История создания норм роста и веса ВОЗ
С конца 1970-х годов в медицине для контроля роста и веса детей использовались справочные показатели, установленные национальными центрами медико-санитарной статистики / Всемирной организации здравоохранения (НЦМС/ВОЗ).
В 1993 году ВОЗ провела всесторонний обзор принятых ранее антропометрических показателей и пришла к выводу, что они не отражают адекватно развитие детей раннего возраста. Эксперты посчитали, что эти нормативы были завышены на 15-20 %, что могло приводить к неоправданным рекомендациям педиатров по докармливанию смесями, а также перекармливанию, приводящему к ожирению. В 1994 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила рекомендацию ВОЗ по пересмотру справочных показателей.
С 1997 по 2003 годы ВОЗ провела Многоцентровое исследование показателей развития (МИПР) для построения новых кривых, отражающих основные параметры физического развития детей всего мира.
МИПР сочетает в себе долговременное исследование группы детей с рождения до 24 месяцев и перекрестное обследование детей от 18 до 71 месяца. Общее количество наблюдаемых детей составило 8440, причем всех их кормили грудью, а их матери не курили. Тем самым ученые выявили стандарты, применимые именно к здоровым детям, живущим в условиях, способствующих достижению их максимального генетического потенциала. Дети, параметры развития которых были исследованы, принадлежали к самым разным этническим слоям и жили в различных климатических и культурных условиях (США, Индия, Бразилия, Норвегия, Гана, Оман).
Сколько ест ребенок в 5 лет
Уделяя повышенное внимание к питанию в младенчестве, родители зачастую допускают ошибку и перестают контролировать, что употребляет в пищу их сын или дочь в немного старшем возрасте. Несбалансированное питание чревато ранним детским ожирением, которое может вызвать возникновение сопутствующих недугов
Если ребенок стал вялым, апатичным, раздражительным, то в первую очередь следует пересмотреть его рацион.
В 5 лет ребенок очень подвижен, тратит много энергии и основным ее источником является еда.
В первую очередь следует придерживаться такого правила: суточная норма углеводов должна в 4 раза превышать норму белков и жиров. Всех детей нельзя мерить под одну гребенку, для каждого норма будет индивидуальной, однако в среднем соотношение будет таким: около 300 грамм углеводов и по 70-75 грамм белков и жиров соответственно.
При подборе рациона для дошкольника продукты можно разделить на ежедневные и те, которые будут даваться раз в несколько дней или раз в неделю, но в полном необходимом для развития объеме.
В числе ежедневных должны быть мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, хлеб, различные каши. Сахар тоже должен быть в ежедневном меню ребенка, однако не обязательно в привычном кристаллическом виде. Несколько раз в неделю можно потчевать малыша творогом, куриными яйцами, йогуртом, а рыбой – достаточно и один раз в семь дней.
На сегодняшний день уже нет дефицита продуктов, и на полках супермаркетов можно найти даже самый экзотический фрукт или овощ, которы разнообразят вкусовые предпочтения малыша.
Для ребенка в 5 лет достаточно 4-х приемов пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Между каждым приемом пищи должно пройти 3-4 часа – именно столько необходимо желудку малыша, чтобы полностью переварить съеденную пищу. Конечно, если ребенок проголодался раньше, это не значит, что он должен голодать до определенного приема пищи. Можно дать ему воду, несладкий чай или фруктовые соки, равно как и ягоды. Но лучше воздержаться от сладостей и других «вредных» продуктов.
Зачастую рацион родителей весьма неравномерный, но он не должен переноситься и на ребенка – нарушение баланса незамедлительно скажется на его состоянии.
Следует придерживаться оптимального суточного объема еды:
- завтрак – 25%;
- обед – 40%;
- полдник – 10%;
- ужин – 25%.
Однако каждый родитель сталкивается с одной и той же проблемой – дети всегда предпочтут не то, что им полезно, а что по вкусу. Если какие-то продукты ребенок всячески отвергает, то стоит заменить его другими, но которые всецело восполнят норму необходимыми элементами. А порой оригинальная подача блюд может даже «негодный» продукт сделать любимым – всё дело только в желании родителей.
При готовке еды лучше удержаться от частой жарки – жареные, а тем более жирные продукты, лучше исключить из меню ребенка 5 лет. Так же следует не прибегать к частому использованию микроволновых печей. Наиболее предпочтительно готовить еду с помощью тушения, варки или запекания в духовке.
Речевое развитие
Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков
Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе
Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.
В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.
Необходимо обратить внимание:
- правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную инструкцию;
- как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
- как развивается у малыша связная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
- правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (например: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
- способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).
Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:
«Юный журналист»
Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.
«В пещере гномика»
Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.
«Сказка о веселом язычке»
Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».
Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…
Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.
Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.
«Скажи, что слышишь»
Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).
Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.
Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.
От чего зависит?
Рост детей зависит от многих показателей. Большинство нормальных условий развития формируются в семье:
- питание;
- здоровый сон;
- физические нагрузки;
- отсутствие тяжелых заболеваний.
Питание играет большую роль. В меню ребенка с 10-11 месяцев должны входить молочные продукты как источник белка, овощи и фрукты как поставщики витаминов в организм.
Однако большинство нарушений все же связывают с наследственным фактором. Если они имеют место, рост и вес ребенка могут либо замедляться, либо, наоборот, увеличиваться, при этом от нормы эти показатели далеки.
Существует два основных вида нарушения роста, которые могут быть заметны у детей с 10-11 месяцев:
- Гигантизм. Чаще всего проявляется с возраста 10-11 лет. Основной причиной становится гормональное нарушение в организме, при котором страдает гормон роста. Для диагностики проводится МРТ и анализ гормонов.
- Карликовость. Это обратный процесс, при котором рост замедляется. Чаще всего наблюдается в период два-три года, когда общая прибавка в росте составляет не 10-11 см, а всего 2-3. Для диагностики назначается анализ на гормоны, МРТ и КТ головного мозга.
Здесь опять стоит обратить внимание на окружность головы и данные, которые предлагает таблица. Заподозрить отклонения у ребенка можно уже в 10-11 месяцев, когда общая прибавка в росте составила менее 22-25 см
Сориентироваться в нормах вам поможет таблица на сайте.
Чтобы окончательно убедиться, что рост и вес вашего малыша соответствуют норме, нужно рассчитать индекс роста. Эта система расчета подходит для детей с первого месяца. Необходимо возвести показатель роста в квадратный корень, затем показатель веса разделить на полученное число. В результате выйдет средний показатель роста вашего ребенка. Сравните его с международными данными и сделайте вывод.
Если вы обнаружили отклонения от нормы, не надо сразу паниковать. Обратитесь к врачу, посоветуйтесь. Возможно, это просто физиологическая особенность вашего малыша, и для беспокойства нет причин.
Ваш персональный менеджер: Валерия Ответственная и отзывчивая!
Вес и рост ребенка, по которым судят о его физическом состоянии, измеряют сразу после рождения.
Бесплатный курс ИКТ для детей
Вес и рост ребенка, по которым судят о его физическом состоянии, измеряют сразу после рождения. Взвешивания продолжают и дальше, сравнивая их с общепринятыми показателями. Если малыш здоров, хорошо питается, он нормально растет и развивается. Если же антропометрические показатели ниже или выше принятой нормы, стоит обратиться к педиатру и выяснить причины отклонений.
Список источников
- woman-l.ru
- vashrebenok.org
- AguLife.ru
- krasotka.guru
- customs.news
- rebenokmama.ru
- www.fdoctor.ru
- www.moirebenok.ua
- tuvasemya.ru
- med39.ru
- mirmam.info
- ladisten.com
- mdoydetsad3.ru
- gb12-barnaul.ru
- mama66.ru
- DetStrana.ru